- Главная /
- Бахчисарай /
- Экскурсии /
- Ханский дворец (Хан-Сарай)
Ханский дворец (Хан-Сарай)
Бахчисарай – это один из знаменитых городов Крыма, которой круглый год приветствует сотни тысяч туристов со всего света. Самой популярной достопримечательностью данного населенного пункта – Бахчисарайский дворец. Эта жемчужина восточной архитектуры, строительство которой было начато в конце XV – начале XVI века, является достоянием мировой культуры и святыней крымско-татарского народа. Общая площадь всего комплекса не менее 18 гектар.
Дворец возводился в качестве родовой резиденции правителей Крымского ханства – династии Гераев. Почти 2,5 века он являлся центром духовной, политической и культурной жизни жителей города. В 1736 году Хан-Сарай пришлось перестраивать практически заново – в результате пожара он был сильно разрушен.
Главной идеей строителей и архитекторов дворца являлось воссоздание некого рая на земле. Чего они и добились: дворцовые беседки, окруженные большим количеством фонтанов, великолепные сады, от которых невозможно оторвать глаз, растительный орнамент на стене. В общем, было сделано все возможное, чтобы жители и приезжие города знали, как выглядит рай на земле.
Как говорил академик Паллас, дворец является оригинальным сочетанием сельскодужского, малазийского и азиатского стиля архитектуры, в котором просматриваются элементы европейского ренессанса. В 1740-1741 годах на территории дворца была возведена соборная мечеть, которая ограниченно вписалась в общий комплекс.
Для многих Ханский дворец – это отдельный городок, где имеется большое количество построек различного предназначения. В настоящий момент мы можем наблюдать там Большую и Малую мечеть, жилые домики для ханов, гостей и прислуги, место для содержания гарема, необычный домик муфтия, несколько внутренних двориков, 16 фонтанов, возведенные в разные временные периоды. Здесь даже сохранилось кладбище с несколькими мавзолеями.
Решение о создании в этом месте музея, открытого для посещений, было принято в 1908 году. Через некоторое время он стал пользоваться такой популярностью, что в 1912 году его посетил сам Николай II со своей многочисленной семьей.
Теперь проведем мини – экскурсию по дворцу. Вход в него располагается у небольшого моста через речку Чурук-Су, которая делит город на две части, неравные между собой. В переводе название этой речки звучит как «гнилая вода». Углубимся в историю – раньше резиденция Гиреев находилась в долине Ашлама-Дере, но постепенно места для дворца в ней стало не хватать и резиденция была перенесена на берег реки Чурук-Су. Именно здесь и решили строить дворец, вокруг которого началась остальная застройка города.
Перейдя через мост, мы увидим северный вход во дворец с массивными воротами и аркой, украшенной двумя сплетающимися змеями. Если верить легенде, то именно здесь сын Менгли-Гирея наблюдал сражение двух змей, во время которого одна из них чуть не погибла. Она еле доползла до воды, где чудным образом залечила себе все раны. Этот случай напомнил ему судьбу рода Гиреев, который потерпел немало бед от золотоордынцев. И посчитав, что это счастливый знак, рассказал об этом отцу. Он не ошибся – через некоторое время они узнали о разгроме ордынского хана. После этого, по приказу Старого хана на месте сражения змей был возведен дворец, а над одним из входов изображено змеиное сражение.
Пройдя через ворота, мы увидим сторожевую башню с окнами из цветного стекла. По обеим сторонам ворот располагаются помещения Свитского корпуса, в которых когда-то находилась вся свита и стража хана. После присоединения Крыма к России, в них стали размещать гостей. В настоящий момент здесь располагается служба администрации дворца.
Небольшую часть Свитского и жилого корпуса сейчас отдали под этнографическую выставку, на которой можно увидеть множество коллекций заповедника. Например, тут имеются удивительные работы медников: тарелки, кувшины, подсвечники, подносы. Представлены здесь и различные ювелирные украшения, женская и мужская одежда, декоративно-прикладное искусство крымских татар, вышивка и ткани с орнаментом, посуда, многочисленные сельскохозяйственные орудия труда и предметы бытия. Отдельными экспозициями представлена комната невесты, крымско-татарская кухня, жилая комната и выставка рукописных книг.
Проходим далее из Свитского корпуса и попадаем в кухонный дворик. По законам тех времен на кухне разрешалось присутствовать только мужчинам и мальчикам, представительниц женского пола к приготовлению пищи не допускали.
Во второй части от ворот располагается двор, вымощенный камнем. Раньше, здесь не было ничего – была простая площадь без каких-либо посадок. Ее предназначение было весьма интересным – на ней крымский хан собирал своих подчиненных перед походом. Только в этом месте народ мог увидеть своего правителя. Также на этой площади происходили встречи гостей и послов хана. Сейчас же сад Посольского дворика насчитывает множество кустарников самшита и тополей. В центре сада возведен небольшой фонтан, а неподалеку от него есть еще один фонтан, выполненный из резного камня.
Немного пройдя, мы попадем в корпус, где располагался судебный и законодательный орган Крымского ханства (Диван). Здесь правитель вместе с сановниками обсуждали важнейшие государственные дела, изучали жалобы и разбирали различные споры и претензии. Диван имел реальную власть – без его согласия хан не имел права принимать важные решения, которые могли негативно повлиять на город. Интересным местом зала, является узкая темная комната. В ней хан находился в тех случаях, когда не желал принимать участие в советах или был очень уставшим. Благодаря хорошей акустике он мог услышать любое сказанное слово.
Именно здесь находится знаменитый памятник архитектуры дворца – портал Алевиза. Многие называют его настоящей изюминкой – он украшен необычным орнаментом, который был характерен для итальянской эпохи Возрождения, цветами, бусами, листьями и геометрическим орнаментом из прямоугольников. Над дверью красуется арка также расписанная завитками и цветами. Если присмотреться чуть лучше, то можно увидеть следующую надпись: «Владетель этого жилища и царь этой области, султан величайший благороднейший Менгли-Гирей-хан, сын Хаджи-Гирей-хана, да простит аллах ему и его родителям в обоих мирах». Посередине надписи есть так называемая родовая тамга династии Гиреев, под которой можно увидеть еще одну надпись: «Приказал построить этот величественный порог и эту возвышенную высочайшую дверь султан обоих материков и хакандвух морей, султан, сын султана, Менгли-Гирей-хан, сын султана Хаджи-Гирей-хана, в 909 году» (1503).
Побыв немного в саду, купцы и послы направлялись на прием к хану именно через эту дверь.
В постройках, которые окружали Посольский садик, располагались покои крымских ханов. С левой стороны находились парадные помещения, с правой – покои хана, сильно пострадавшие во время пожара в XVIII веке. После нескольких ремонтов интерьер покоев сильно поменялся, поэтому увидеть их в первоначальном виде не удастся.
В летней беседке располагается мраморный фонтан, окруженный диванами. На стене над дверью красуется филигранная роспись мастера Омера. На втором этаже беседки находится так называемый Золотой кабинет, который прославился своим необычным интерьером. В этой гостиной есть 24 окна с цветными стеклами, на стенах вазы с фруктами в виде лепнины, потолок сделан из резного дерева, а под карнизом – арабская вязь с надписями, восхваляющими Крым-Гирея.
Из Летней беседки попадаем в Малую мечеть, являющуюся чуть ли не самым древним сооружением дворца. На ней имеются росписи, датированные XVI-XVII в.в. Они представляют собой геометрические и растительные орнаменты, в которых нет изображений ни животных, ни людей (законы ислама запрещают их изображать). Выполнять религиозные ритуалы в этой мечети разрешалось только семье хана и самым близким сановникам.
Из мечети переходим во внутренний дворик дворца, где располагается Золотой Фонтан, возведенный в 1733 году и предназначенный для ритуальных омовений. Если взглянуть в другой угол дворика, то мы увидим еще один очень неприметный фонтан. Это так называемый Фонтан слез, который, кстати, и прославил весь город Бахчисарай и сам дворец. Поначалу он располагался у стен усыпальницы жены хана Крым-Гирея, в честь которой он и был сооружен. Но перед приездом во дворец Екатерины II, его перенесли в Фонтанный дворик, так как источник воды не прежнем месте иссяк.
Далее, попадаем в гарем, где жили жены и наложницы правителя. Так как хан был мусульманином, он мог иметь неограниченное количество наложниц (они содержались в отдельности от всей семьи правителя и не имели никаких прав) и 4 жены. О том, что здесь когда-то был гарем, свидетельствует один флигель, который в конце XX века был отреставрирован. Также здесь можно увидеть предметы быта того времени: подсвечники, курильница, шкатулки, мангал, ковры, музыкальные инструменты и многое другое. На данный момент от гаремного корпуса осталось только три комнаты, в которых и располагаются все музейные экспозиции. А когда-то он насчитывал четыре корпуса из 73 комнат. Кстати, вход в половину, где проживали женщины, был открыт только хану, его прислуге, охране и сыновьям.
Соколиная башня, возвышающаяся над стеной гарема, выполнена из камня (первый этаж) и дерева (второй этаж). Получила она данное название благодаря приданию, в котором говориться о том, что в этом помещении содержались охотничьи соколы. На верхнем этаже Соколиной башни располагалась так называемая смотровая площадка, с которой женщины ханской семьи наблюдали за происходящим во дворе.
К Свитскому корпусу примыкает мечеть Хан-Джам – самая красивая и большая во всем Крыму. По бокам мечети располагаются минораты, с которых происходили призывы к молитвам. Кстати, сейчас они не утратили своего предназначения, и 5 раз в день радиофицированный призыв оглашает город о начале молитв.
Фасад мечети отделан мрамором и расписан каллиграфическими арабскими символами. Здесь же находиться главный вход для жителей Бахчисарая. Изнутри мечеть не имеет роскошных излишеств, из украшений – только несколько окон с цветными стеклами. На втором этаже располагалась ханская ложа, отделанная росписью и фаянсом. В нее члены царской семьи заходили с отдельного входа со двора.
Недалеко от Хан-Джама находится мезарлык (кладбище), на котором хоронили всех повелителей Крыма. Всего здесь покоятся 9 ханов, 45 членов ханского рода и несколько человек из придворной знати. Надмогильные памятники у мужчин украшены необычными навершиями в виде чалмы, женские – напоминают плоские шапочки. Некоторые надгробия имеют каллиграфические орнаменты и пышные эпитафии (воспевание поэтами красоту умерших женщин и подвигов погибших мужчин).
Также на кладбище можно увидеть 2 восьмигранных мавзолея, внутри которых установлены деревянные и каменные саркофаги с вышитыми изречениями из Корана. В нишах лежали книги, стояли курильницы, подсвечники и светильники.
Недалеко от ханского дворца располагается мавзолей самой любимой жены Крым-Гирея - Диляры Бикеч. Гробница представляет собой украшенный на стыках резными колонами восьмигранник с полукупольным завершением. Именно здесь поначалу находился Фонтан слез.
Во дворце даже имелся конюшенный корпус, состоящий из множества зданий. Первые этажи были предназначены для лошадей, вторые – для их смотрителей. Также в те времена здесь имелось специальное помещение, в котором хранилась позолоченная сбруя.
Одним из самых старейших возведений дворца является так называемая баня «Желтая красавица», включенная в комплекс дворца. Это квадратное здание состоит их нескольких комнат с перекрытиями в виде куполов, из отверстий которых поступал свет в женское и мужское отделение. Благодаря прочности здания, баня использовалась по назначению вплоть до 30-х годов XX века.